В глазах – все тот же азарт!

В глазах – все тот же азарт!Заместитель начальника отдела уголовного розыска криминальной милиции по агентурной работе отдела внутренних дел администрации Ленинского района г.Могилева подполковник милиции Виталий Бычков – третий потомственный милиционер в семье – работает в Ленинском РОВД г. Могилева. Уважают сотрудника не только за высокий профессионализм и морально-волевые качества. Виталий Геннадьевич уже более десяти лет работает в уголовном розыске, и по праву считается «аксакалом» отдела. При личной беседе кажется, что он – выходец из другого мира – настолько изумляют его жизненные принципы и пройденный с честью путь. Узнаю, что большой, но такой добродушный с виду человек, более двух  лет служил командиром спецгруппы ОМОНА г. Бобруйска. Изумляюсь еще больше. Оперуполномоченных он называет загадочным и даже немного «киношным» сыщики, а о нелегкой службе милиционера, не глядя на все пройденные трудности, отзывается только с теплотой.

Что до традиций преемственности в органах внутренних дел – ими уже никого не удивить – подрастающее поколение, глядя на родителей, ежедневно бросающих вызов судьбе, идет по стопам – становится на стражу порядка. Другое дело, когда это является достойным примером для нового руководителя в поколении, способного достойно продолжить дело не только отца, но и деда. Семья Бычковых – это уже милицейская династия: 3 поколения милиционеров. И Виталий Геннадьевич, пока самый младший по выслуге лет продолжатель традиции, надеется, что это еще не предел:

- Мой дед, Иван Иосифович Бычков, ушел на пенсию в должности начальника следственного подразделения УВД Могилевского облисполкома, отец был начальником Чаусского РОВД. Это высокая планка, которой нужно соответствовать. Отец, хоть уже и вышел на пенсию, все равно остается для меня человеком, на которого я равняюсь и к советам которого всегда могу прислушаться.      

Казалось бы, в такой семье судьба Виталия была решена давным-давно:

- Я – выходец из Могилевского института милиции, и после распределения начал свой путь в городе Бобруйске. Впоследствии с этим городом  и связана большая часть моей профессиональной жизни. Я попал туда в так называемые «лихие 90-тые», непростое время со своей спецификой, начал как оперуполномоченный Бобруйского РОВД. Без преувеличений скажу – это была очень интересная работа для молодого парня. Я и еще сорок человек с области попали под патронаж «прожженных» сыщиков, которые уже закалились в те непростые времена, буквально прошли огонь и воду. До сих пор тепло вспоминаю Александра Михайловича Худовца – начальника розыска Бобруйского РОВД, профессионала высочайшего класса. Сейчас он уже пенсионер, но тогда, во времена моего профессионального становления, он умел скоординировать молодых сотрудников в нужном направлении, задать ориентиры, посоветовать. Бобруйский РОВД стал для меня не только точкой отсчета, но и местом, где я обрел наставников. Ценной была помощь старшего оперуполномоченного Федора Христесева, оперуполномоченного Геннадия Юрковца.

Впрочем, послаблений выпускнику делать никто не стал:

- Я начинал с земли, и без преувеличений в мое время это было труднее. Быть может, сейчас в деревнях спокойнее, но не в 90-ых годах. Как сейчас помню, на пятнадцать человек было три машины, транспорт доставался не всем. Приходилось надевать форму и выходить на трассу – голосовать. (прим. автора – смеётся) Одной из обслуживаемых точек у меня была крайняя на границе с Рогачевским районом, а это – 45 км от Бобруйска. А что делать? Садишься в самосвал и катишь.
В Бобруйске молодой специалист задержался на целых семь лет, в звании капитана перевелся в управление уголовного розыска.

И все же решение служить в органах внутренних дел было осознанным и почти независимым от семейной традиции:

- В детстве я перечитал много литературы, слышал много историй о подвигах людей в форме – и отчаянно хотел стать одним из тех, кого так уважают и кем так восхищаются. Уже в школе милиции появился ориентир – стать сыщиком. В этом направлении работать хотели почти все ребята. Сейчас ничего не изменилось – сотрудник розыска остается самой престижной профессией в милиции. Многие хотят служить в розыске, но, увы, не каждый остается здесь работать.

Виталий Геннадьевич аргументирует тяжесть службы большим количеством поставленных задач:

- Я работаю без малого 16 лет, и уже могу сказать, что видел всяких людей. Справлялись единицы, потому что это тяжелый, кропотливый труд, требующий постоянного внимания и определенного склада ума. Все ложится на плечи сыщика – и раскрытие, и рассмотрение материалов, и оформление документов. Да еще и работа далеко не «сидячая»: нужно установить подозреваемого человека, расположить его к себе, чтобы он начал говорить. К каждому нужен свой подход. Этому учим и молодых сотрудников.

Однако нередки, по словам Виталия Геннадьевича, случаи, когда шумная компания «пила и плясала» вместе, а после никто из собравшихся не может вспомнить событий прошлой ночи, указывая друг на друга как на преступников. Но все же каждое происшествие уникально, и определенной «схемы вычисления» нет, вне зависимости от города, в котором специалисту довелось работать:

- Основным бичом современности являются кражи всех форм собственности, особенно из из автотранспорта и гаражей в ночное время. Несколько преступных групп нам удалось задержать, однако преступления данной категории имеют место. Мы проводим профилактические, засадные, оперативно-розыскные мероприятия.

Личные качества сотрудника розыска Виталий Геннадьевич обрисовывает довольно точно: целеустремленность, находчивость, верность избранной профессии. В давно сформированную картину хорошего сыщика попадает и прекрасная половина человечества:

- В Ленинском РОВД в розыскном отделении работают две девушки, правда, направление другое – розыск должников алиментов, без вести пропавшие. Но прекрасная половина могут дать фору и некоторым парням. Мы не делим коллектив на мужчин и женщин – дружно сосуществуем, выполняем одни задачи.
Каких только преступлений не раскрывал Виталий Геннадьевич – начиная от «деревенской специфики» - кражи домашних птиц и заканчивая чудовищными убийствами.

- Мне никогда не забыть выезд на первое убийство. В городской черте обнаружили убитого таксиста, лежащего в багажнике собственной машины, и молоденькую девчонку, которую неизвестные изуверы избитую повесили на дереве, на ее же шарфе, перед этим надругавшись. Как сейчас вспоминаю и содрогаюсь – был март, еще лежал небольшой снежок, был легкий морозец, и такая жуткая картина перед глазами. Я, тогда еще молодой лейтенант, снимал девушку с ее шарфа. В таксиста же стреляли сзади, в подголовник, он успел пробежать несколько метров в состоянии шока.

Я и остальные сыщики три дня буквально ночевали в райотделе, и даже поклялись друг другу:  во что бы то ни стало, найдём негодяев.
Преступниками оказались два ранее судимых наркомана, которых таксист взял «подвезти» с дискотеки. Мы вышли на них через 3 дня после проведения оперативно-розыскных мероприятий. Жутко, беспричинно, оттого и потянуло на достаточный срок. Так что смешного или курьезного в моей работе мало – больше людское горе. 

И все же, не смотря на все ужасы, всю описанную тяжесть будней милиционера, невооруженным глазом можно заметить, что сыщик любит свою работу. Он не только выполняет служебные задачи, но уже и делится опытом с подрастающим поколением сыщиков, передавая свои звания новой достойной смене. А в глазах – все тот же азарт!

Инспектор ГИОС
Симонова Елена