В прошедшую среду старший участковый инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики Ленинского РУВД г. Могилева капитан милиции Евгений Шемит проводил очередной прием граждан. В СОПОП № 10, расположенный по улице Минское шоссе, обратились могилевчанки, которые хотели узнать у правоохранителя о цифровой безопасности. Дело в том, что пенсионерки рассказали, как им на мобильный телефон звонили незнакомцы, убеждающие их взять на себя кредит в разных банках города Могилева. Женщины решили обратиться к знакомому милиционеру, чтобы еще раз уточнить: как действовать в подобных случаях.
Сразу же правоохранитель успокоил местных жительниц, детально разъяснил им стандартную схему действия любого мошенника, к которым и прибегают ни чистые на руку люди:
— Я постоянно напоминаю всем о том, что в большинстве случаев мошенники представляются сотрудниками банков или иных организаций, после чего предлагают отменить подозрительную операцию либо заявку на кредит. Недобросовестные граждане обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер. При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.
Евгений Александрович особенно акцентировал внимание могилевчанок: чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. Мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. Однако, клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию. Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур, который продолжает вводить клиента в заблуждение. Во время общения на любой стадии разговора под предлогом страхования вклада, блокировки счета и т.д. предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных. Также для проверки «недобросовестных» сотрудников банка клиента вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать.
Гражданки, пришедшие на прием, от всей души поблагодарили милиционера, отметив, что участковый помог им в напряженных ситуациях:
— Конечно, я не живу в вакууме, не раз слышала о том, что люди становятся жертвами мошенников, но сама напугалась, когда позвонили мне. Я разволновалась, растерялась, к тому же незнакомец так давил на меня, был убедителен, даже не знала, что ему ответить и что спросить — просто смятение и непонимание. На это, наверное, и рассчитывают мошенники, уязвимый человек в стрессе сделает все что угодно, что ему укажут, тем более, чтобы сохранить свои деньги. Спасибо Вам, что успокоили меня, поддержали и рассказали, как действовать еще раз! Сама я бы накручивала себя, переживала, думала, что, может быть, погорячилась, перезвонила, а с Вами сразу стало легче! Вы меня успокоили, еще раз благодарю!
Вторая женщина от всей души поддержала слова могилевчанки: такие же волнительные мысли были у нее в голове, но после беседы стало гораздо легче. Старший участковый инспектор поддерживает суждения женщин: главное, что ситуацию удалось прояснить, и местные жительницы не стали очередными жертвами мошенников:
— Я рекомендую пожилым гражданам, а также их близким и родственникам, быть бдительнее, чтобы не стать жертвами мошенничества и сохранить свои финансы, а также избежать обмана. Не принимайте звонки с неизвестных вам номеров (даже если при этом абонент представляется близким родственником). Если вы все же уже взяли телефонную трубку, необходимо тщательно проверить предоставляемую вам информацию, не поддаваться эмоциям и не паниковать. Перезвоните родственнику на телефон, с которого он уже звонил вам ранее, еще раз уточните у него детали случившегося. Если близкий человек недоумевает, что произошло, значит звонок поступил от постороннего человека, которому ни в коем случае нельзя доверять. Конечно же, не стоит соглашаться на сделки с участием третьих лиц: помощь в передаче денежных средств курьерам, которые якобы «отдадут» их вашим родственникам, попавшим в беду — будь то участие в дорожно-транспортном происшествии или погашение долга;
Все эти простые правила помогут вам не стать потенциальной жертвой мошенников, а также сберечь свои денежные средства! О фактах произошедшего мошенничества или попытках вас обмануть, необходимо сразу же сообщать в правоохранительные органы по телефону «102».
Напоминаем, что участковые инспекторы милиции Могилевщины во всех общественных пунктах охраны правопорядка раз в неделю по средам осуществляют прием граждан: с 10 до 13 часов — в сельской местности; с 17 до 20 часов — в городе.
Мы всегда готовы вам помочь!
Официальный представитель
Ленинского РУВД г. Могилева
Елена Симонова