В прошлую среду участковый инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики Ленинского РУВД г. Могилева капитан милиции Павел Логвинов проводил очередной прием граждан. К нему обратилась взволнованная могилевчанка, которой необходимо было срочно посоветоваться с правоохранителем. Пенсионерка рассказала, что ей на мобильный телефон звонил незнакомец, который убеждал ее взять на себя кредит в разных банках города Могилева. Растерянная местная жительница послушала «сотрудника банка», а после, разволновавшись, положила трубку. После размышлений о произошедшем пенсионерка решила обратиться к знакомому ей милиционеру. Она поинтересовалась у Павла Васильевича: была ли правда в словах незнакомца? В силу своего возраста женщина не так часто пользуется картой, однако что-то насторожило ее в этом звонке.
В первую очередь правоохранитель успокоил местную жительницу, детально разъяснил ей стандартную схему действия любого мошенника, один из которых и пытался обмануть женщину:
— Я постоянно напоминаю всем о том, что в большинстве случаев мошенники представляются сотрудниками банков или иных организаций, после чего предлагают отменить подозрительную операцию либо заявку на кредит. Недобросовестные граждане обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер. При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.
Павел Васильевич особенно акцентировал внимание могилевчанки: чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. Мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. Однако, клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию. Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур, который продолжает вводить клиента в заблуждение. Во время общения на любой стадии разговора под предлогом страхования вклада, блокировки счета и т.д. предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных. Также для проверки «недобросовестных» сотрудников банка клиента вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать.
Успокоенная гражданка от всей души поблагодарила милиционера, отметив, что участковый помог ей в напряженной ситуации:
— Я часто смотрю телевизор, слушаю радио, не раз слышала о том, что мошенники пытаются разными способами обмануть пенсионеров, но сама не ждала звонка, разволновалась и растерялась, даже не знала, что спросить — так убедительно говорил человек на том конце провода. После нашей беседы я понимаю, что на это и делается расчет мошенников: уязвимый человек в стрессовой ситуации сделает все, что ему укажут. Огромное спасибо, Павел Васильевич, что успокоили меня, рассказали обо всем и поддержали в критической ситуации! Если бы я осталась одна дома, я бы продолжала переживать и накручивать себя, раздумывать, может быть, перезвонить незнакомцу. Да, я была настолько напугана, что даже не думала о крупных суммах и разных банках, куда мне настоятельно рекомендовали обратиться, спасибо, что успокоили!
Участковый инспектор улыбается: главное, что ситуацию удалось прояснить, и гражданка не стала очередной жертвой мошенников:
— Я рекомендую пожилым гражданам, а также их близким и родственникам, быть бдительнее, чтобы не стать жертвами мошенничества и сохранить свои финансы, а также избежать обмана. Не принимайте звонки с неизвестных вам номеров (даже если при этом абонент представляется близким родственником). Если вы все же уже взяли телефонную трубку, необходимо тщательно проверить предоставляемую вам информацию, не поддаваться эмоциям и не паниковать. Перезвоните родственнику на телефон, с которого он уже звонил вам ранее, еще раз уточните у него детали случившегося. Если близкий человек недоумевает, что произошло, значит звонок поступил от постороннего человека, которому ни в коем случае нельзя доверять. Конечно же, не стоит соглашаться на сделки с участием третьих лиц: помощь в передаче денежных средств курьерам, которые якобы «отдадут» их вашим родственникам, попавшим в беду — будь то участие в дорожно-транспортном происшествии или погашение долга;
Все эти простые правила помогут вам не стать потенциальной жертвой мошенников, а также сберечь свои денежные средства! О фактах произошедшего мошенничества или попытках вас обмануть необходимо сразу же сообщать в правоохранительные органы по телефону «102».
Напоминаем, что участковые инспекторы милиции Могилевщины во всех общественных пунктах охраны правопорядка раз в неделю по средам осуществляют прием граждан: с 10 до 13 часов — в сельской местности; с 17 до 20 часов — в городе.
Мы всегда готовы вам помочь!
Официальный представитель
Ленинского РУВД г. Могилева
Елена Симонова