С 11 июля этого года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 года № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» (далее — Закон).
Статья 11 Закона дополнена следующими частями:
• часть 3 — граждане Республики Беларусь, приобретшие гражданство иностранного государства либо получившие вид на жительство или иной документ иностранного государства, предоставляющий право на льготы и другие преимущества, в течение трех месяцев со дня получения соответствующих документов обязаны проинформировать об этом органы внутренних дел или органы дипломатической службы.
• часть 4 — в случае прекращения гражданства иностранного государства либо прекращения действия вида на жительство или иного документа иностранного государства, предоставляющего право на льготы и другие преимущества, граждане Республики Беларусь вправе проинформировать об этом органы внутренних дел или органы дипломатической службы.
Таким образом, уведомление о втором гражданстве, виде на жительство или об ином документе, предоставляющем льготы в иностранном государстве, является обязательной процедурой для граждан Республики Беларусь.
По состоянию на 1 ноября в подразделения по гражданству и миграции Республики Беларусь обратилось более 27,5 тысяч граждан Республики Беларусь, в том числе в Могилевской области более 3,1 тысячи граждан (из них, в ОГиМ Ленинского РУВД г. Могилева — 616).
Порядок предоставления информации о документах иностранных государств регламентирован частью 5 статьи 11 Закона и Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 23 июня 2023 г. № 140/10 «О предоставлении информации о документах иностранного государства» (далее — Постановление).
Предоставить информацию о документах иностранного государства можно:
1) путем размещения сведений в электронном виде в личном кабинете единого портала электронных услуг ОАИС (platform.gov.by);
2) непосредственно обратившись в уполномоченные органы по месту своего нахождения (подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел либо дипломатическую службу);
3) направив через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Если внести информацию таким способом невозможно, допускается направить ее в органы дипломатической службы электронной почтой в доменном имени mfa.gov.by;
4) направив письменное обращение в уполномоченные органы.
При подаче заявления непосредственно в уполномоченный орган потребуется представить документ, удостоверяющий личность (паспорт, идентификационную карту), а представителю (законному представителю) — еще и документ, подтверждающий полномочия (доверенность, свидетельство о рождении и т.д.).
Уведомление о наличии документа иностранного государства составляется по утвержденной форме на русском или белорусском языке с учинением подписи заявителя. К уведомлению прилагаются копии страниц иностранного документа, содержащих его наименование, Ф.И.О. заявителя, серию, номер, дату выдачи, срок действия, дату и (или) основание приобретения гражданства иностранного государства.
Точно так же представляют информацию о несовершеннолетних (совершеннолетних подопечных) их законные представители.
Процедура уведомления бесплатная.
Обращаем внимание, что информация об иностранном документе не считается принятой, если не соответствует требованиям Инструкции, утвержденной Постановлением.
К слову, в ОВД располагают о людях, которые имеют иностранные гражданство или вид на жительство. Поэтому в случае наличия вышеуказанных документов рекомендуется сообщить об этом самостоятельно, чтобы избежать в дальнейшем ответственности, введение которой в настоящее время прорабатывается.
Отдел по гражданству и миграции Ленинского РУВД г. Могилева