Средняя школа № 4 г. Могилева — маленький мир со своими традициями, радостями и заботами. Учащиеся и педагоги школы принимают участие в республиканских олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, турнирах предметной направленности.
Сегодня все шире внедряются в образовательный процесс методы и технологии на основе проектной исследовательской деятельности учащихся. Благодаря творческому подходу педагогов, школьники добились побед в конкурсах исследовательских работ: учащаяся 7 «А» класса Дудькова Полина награждена дипломом III степени по астрономии (руководитель Л.Ф. Недведская), учащийся 5 «А» класса Плишань Ярослав награжден дипломом III степени по математике (руководитель А.Н. Винникова) на районной конференции исследовательских работ учащихся. А ученик 10 «А» класса Лавренов Егор (руководитель Л.Ф. Недведская) отмечен Похвальной грамотой за достижение высоких результатов в конкурсе исследовательских работ учащихся «Игры разума», который проходил в рамках Могилевского фестиваля науки.
«Если на пути к успеху ученика есть талант, трудолюбие, цель, а у учителя — профессионализм и желание видеть своего ученика успешным — все получится» — такой девиз успеха учителя Л.Ф. Недведской, ученики которой неоднократно становились призерами конкурсов исследовательских работ учащихся.
Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися — одно из приоритетных направлений работы каждого учреждения образования. Наша школа не является исключением. Победы учащихся в олимпиадах — итог целенаправленной и системной работы всего педагогического коллектива. Подготовка учащихся к олимпиадному движению начинается уже в начальной школе. Отбор учащихся в среднем звене осуществляется на основе итогов учебной деятельности в начальной школе, психологической диагностики и рекомендаций, наблюдений учителя и, конечно, с учетом желания самих учащихся и их родителей.
В 5-8 классах учащиеся, как правило, занимаются подготовкой по нескольким предметам. Ежегодное участие в школьных и районных олимпиадах по учебным предметам среди учащихся 5-8 классов помогает и ученикам, и педагогам определиться в выборе предмета в старших классах. Безусловно, основная работа по подготовке учащихся к олимпиадам идет на уроках, так как именно здесь закладывается фундамент знаний по предмету. Индивидуально-дифференцированный подход на учебных занятиях позволяет мотивированным учащимся заниматься по индивидуальному плану, углубляться в тему, которая изучается, работать на опережение. Для организации такой работы на уроке от учителя требуется высокий профессионализм, глубокие знания предмета и методическая грамотность. Подготовка к олимпиадам продолжается и на факультативных и стимулирующих занятиях. Программы факультативных занятий дают возможность постепенного углубления в отдельные темы или направления учебного предмета.
Целенаправленная работа дает свои результаты. Во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам ученица 10 «А» класса Бегасова Алина (учитель математики Винникова А.Н.) была награждена дипломом II степени. Достигать побед по математике учащимся помогает высокая трудоспособность и ежедневная работа. Ученик 5 «А» класса Плишань Ярослав (учитель Винникова А.Н.) и ученик 7 «Б» класса Гатальский Владислав (учитель Пикулина Е.А.) награждены дипломами III степени на районной олимпиаде.
Учителю Лауто С.Л. достичь результатов помогает любовь к русскому языку и литературе. Влюбив в язык и литературу своих учеников, показав им богатство и возможность русского языка, научив их работать и самостоятельно искать ответы на вопросы, этот учитель уверенно ведет учащихся к победе. Ее учащиеся Богуславский Валерьян и Лось Дарья, ученики 6 «А» класса, и Мельдзюк Диана, ученица 5 «А» класса, на районной олимпиаде награждены дипломами III степени.
Двух победителей районного этапа олимпиады по учебным предметам подготовила учитель белорусского языка и литературы Сюркина Н.М.: Шибалкин Родион, ученик 6 «А» класса, и Федосова Виктория, ученица 8 «А» класса, награждены дипломами III степени. Выбрав «сильную» личность ученика, изучив приоритет семьи и ребенка, Наталья Михайловна постепенно ведет ребят к победе. Подача материала на опережение, внимательный анализ любого выполненного задания, «разбор полетов» и составление ближайших планов на исправление ошибок — обязательное условие при подготовке к олимпиаде. И, конечно же, работа учителя над собой.
Стабильные результаты учащиеся показывают по истории. Учащаяся 7 «Б» класса Соловьева Анна награждена дипломом III степени на районной олимпиаде. Учитель истории Приставкина С.Н. принадлежит к числу педагогов, которые совмещают в себе преподавательский опыт, энциклопедический объем знаний и по-настоящему творческое отношение к процессу обучения школьников.
Особенности успешной работы учителя английского языка Мироновой Н.М. в совместном с учащимися планировании и создании индивидуальной траектории работы, в мотивации учащихся к достижению высоких результатов. Ее шестиклассник Шибалкин Родион награжден дипломом II степени на районной олимпиаде.
Учитель технического труда Мельников С.В. свой секрет успеха видит в умении заинтересовать ученика, дать возможность реализовать его собственные идеи. Его ученик, Ларюшин Арсений, во втором этапе республиканской олимпиады награжден дипломом III степени.
Не отстают от педагогов старшего звена и учителя начальной школы. Солодова С.В. формирует мотивацию учащихся к изучению предметов через вовлечение их во взаимодействие и творчество, ориентируется на уникальный личностный потенциал ученика. Ее учащийся, Смоляр Михаил, в районной олимпиаде по предмету «Человек и мир» награжден дипломом I степени.
Участвуя и побеждая в олимпиадах, в конкурсах исследовательских работ, школьники получают огромный багаж знаний, умение самостоятельно думать и занимать личностную позицию в любой жизненной ситуации. Наши выпускники уверенно становятся студентами престижных ВУЗов, продолжают научную и общественную деятельность. Без науки не может быть прогресса, поэтому в нашей школе забота о будущих ученых страны — одна из приоритетных задач, которая успешно реализуется.
Людмила Недведская,
руководитель методического
объединения естественных
наук СШ № 4