"В XIX веке белорусский эмменталь считался эталонным". История семьи, которая возрождает нашу традицию сыроварения

 Ткачевы живут в удивительном уголке Глубокского района - между лесами, лугами и вблизи быстрой Шоши. На карте это деревня Германовщина, но сыроделы предпочитают называть ее хутором. И в какой-то степени справедливо: здесь остались жильцы только в трех домах.  

Сергей и Мария переехали сюда из Минска 15 лет назад и с тех пор живут в постоянной стройке. Большой двухэтажный дом для многодетной семьи уже под крышей, однако до новоселья еще далеко. Поэтому пока живут в домике, доставшемся от прежних хозяев. Снаружи он выглядит скромно, но внутри - уютно, тепло и очень творчески. Это тот случай, когда, войдя в жилье, спрашиваешь не о том, где куплена плитка или мебель, а как это сделано и из чего. Что не удивительно: Мария и Сергей - художники по образованию. Они считают, что жизнь на природе - логическое продолжение их профессии. "Где вы видели нормального художника в городе? - улыбается Сергей. - Мы должны откуда-то черпать образы, вдохновение. Жизнь должна быть перед глазами. А какая жизнь в бетоне и стекле?"

Сергей - мастер по металлу. Его работы можно увидеть в том числе в Глубоком: кресты местного Троицкого костела обновлял именно он. Мария работает с деревом, глиной, лозой, тростником… Сегодня все это - рядом с их домом. "Мы живем в мире, который сами себе создаем. Наш хутор и есть воплощение нашей мечты. Но чтобы жить в ней, приходится жертвовать какими-то удобствами", - признается Мария.

Ткачевы не скрывают: их представление о деревенской жизни, взятое из книг, было слишком романтизировано. Гомельчанина Сергея и витебчанку Марию раньше удивляли вопросы о том, как можно хотеть переехать из города в деревню. В ответ отшучивались, мол, у них появилась клаустрофобия от квартирной жизни. А в Германовщине простор, гектары земли в пользовании. Супруги учились вместе доить коров, сушить сено, топить печь…

Сегодня они - хозяева агроусадьбы "Арт-хутор "Мастеровые" и крестьянско-фермерского хозяйства. Гостям они рассказывают о том, что Беларусь - сырный край, где не только делают аналоги европейских сыров, но и возрождают свои многовековые рецепты. "Это в какой-то степени родилось в знак протеста против мнения, что у белорусов нет традиционного сыра, - улыбается Мария. - У нас сформирована любовь к сырам из мировых коллекций. А хочется, чтобы переполняла гордость за отечественные. Так и родился наш творческий проект по реконструкции национальных белорусских сыров".

Сегодня в коллекции Ткачевых уже 12 видов белорусского сыра. Все их Мария и Сергей называют "выключна па-беларуску" из уважения к традиции, а рассказывая о них, переходят на родную мову. Поиск рецептов сыров - отдельная увлекательная история, поэтому гости вместо двух часов дегустации задерживаются в агроусадьбе куда дольше. Они не только пробуют сыры, но и погружаются в удивительную историю этого места. Мария Ткачева с любовью и знанием дела рассказывает о богатом сыроваренном прошлом Глубокского края: "Здесь проходил знаменитый путь из варяг в греки. А на озере Плисса когда-то стояла сыроварня, особой гордостью которой был "царь всех сыров" - эмменталь. Его ценили за характерные "глаза" - дырки, которые появляются естественным путем в процессе созревания. Здесь знали секрет "больших глаз", поэтому сыр местных мастеров считался эталонным!" - рассказывает Мария.

Семья Ткачевых - герои нашего проекта "Белорусы в кадре". В их агроусадьбе мы увидели пресс-стульчик и еще множество предметов сыроваренной утвари, которым самое место в музее, а они все еще используются. Также мы узнали, почему коза - это не только молочное животное, но и газонокосилка и какой сыр пять веков назад был эквивалентом денег.

БЕЛТА