В Могилёвской городской БСМП создано первое в стране отделение экстренной медпомощи в структуре многопрофильного стационара. Внедрение передовых организационных подходов, позволяющих снизить летальность, стало возможным после ввода в эксплуатацию корпуса, построенного по оригинальному проекту.
Зачем это нужно
Старейший в регионе стационар на 947 коек уникален тем, что сконцентрировал весь спектр экстренной патологии крупного промышленно развитого центра — от офтальмологии до нейрохирургии. Ежедневно сюда обращаются около 300 пациентов, из них почти 200 — госпитализируются.
Несмотря на свой «муниципальный» статус, Могилёвская БСМП известна в стране как сильная хирургическая школа и площадка для апробации инноваций. В 2003 году здесь создали эффективный операционный модуль, по образцу которого вскоре переоборудовали все ЛПУ подобного профиля.
На сей раз резервы спасения человеческих жизней увидели в совершенствовании работы приёмного отделения, или, как говорят медики, «на входе».
Около 80% кардиологических пациентов, 27% — хирургических, 47% — травматологических и 100% с ОНМК нуждаются в лечении с первых минут после поступления в стационар. В медицине катастроф существуют понятия «золотой час» и «платиновые полчаса»: если с момента травмы или приступа в течение означенного времени больной получит высококвалифицированную помощь, шансы на выживание у него максимальны.
Практика работы приёмных отделений показывает, что они выполняют в основном функции регистрации и распределения поступивших в профильные отделения. Сегодня этого недостаточно. Ведь пациенту, если только ему не требуются неотложное вмешательство или реанимационные мероприятия, вначале назначают консультации и обследования. Оборудование стационарное, размещено в разных кабинетах, а то и в других корпусах. На каталке везут к хирургу, терапевту, кардиологу и т. д., в лабораторию для сдачи анализов, на рентген или УЗИ… При этом перекладывать человека приходится несколько раз, и его состояние может ухудшиться.
Особая категория — пациенты с тяжёлой сочетанной травмой. Их число последние десятилетия неуклонно растёт. Если сравнивать с концом прошлого века, то в 2,5 раза (приблизительно 200 человек в год). А 80% из них — трудоспособного возраста (вот он, демографический резерв!). В то же время летальность при данной патологии с каждым годом снижается. Сегодня этот показатель равен 12,8%.
В России уже принята специальная программа, согласно которой в крупных многопрофильных клиниках (800 коек и более) обязательно должно быть отделение оказания экстренной помощи, или, как оно ещё называется, госпитальное отделение скорой помощи. Основная цель — совместить диагностический и лечебный процессы с момента поступления пациента.
Благодаря чему она достигается? Первое условие — концентрация высокотехнологичного мобильного оборудования непосредственно в месте первоначального поступления, по сути, внедрение принципа «технологии — к больному, а не больной — к технологиям». Второе — грамотная организация лечебно-диагностического процесса.
Как работает модель
Экскурсия по новому корпусу. На 1-м этаже установлены компьютерный томограф и стационарный рентгенологический комплекс. Томограф — единственное теперь оборудование, к которому пациента нужно доставить (мобильной версии аппарата пока не придумали). Зато всё остальное — эндоскопы разных видов, УЗ-аппарат и мобильный рентгеновский — можно подвезти к постели пациента. Здесь находится и лаборант, выполняющий забор биоматериала.
Площадь 1-го этажа условно разделена на 4 зоны.
Первая — «красная» — предназначена для тех, кто нуждается в незамедлительных реанимационных или иных мероприятиях по жизненным показаниям: с сочетанными травмами, тяжёлыми кровотечениями, проникающими ранениями, ранениями грудной клетки с повреждениями крупных сосудов, сердца, лёгких, в состоянии асфиксии. Таких, как правило, в общей структуре поступающих около 10%. Реанимационная зона включает в себя реанимационный зал на два стола с наркозно-дыхательной аппаратурой и полностью оборудованную операционную.
Во второй зоне — «жёлтой» — пациенты, жизни которых на момент поступления ничего не угрожает (25%), но они нуждаются в незамедлительных дообследовании и лечении: с острыми болями в животе, травмами, острыми нарушениями мозгового кровообращения, пневмонией и др.
«Изюминка» корпуса экстренной помощи — лечебно-диагностический блок на 100 м2 с 10 секциями по профилю заболевания. Каждая оборудована подводкой медицинских газов, следящей аппаратурой с выводом гемодинамических, электрокардиографических и других показателей в ординаторскую и на пост медсестры. Как только пациента привезли, его тут же подключают к капельнице, аппаратам мониторирования жизненно важных функций, осуществляют забор лабораторных анализов.
В третьей — «зелёной» — зоне находятся пациенты, способные самостоятельно передвигаться (их приблизительно 50%).
И ещё одна зона — охраняемая (антивандальная). Это своеобразный изолятор для пациентов с антисоциальным поведением, в алкогольном или наркотическом опьянении (таких обычно 10%). Они способны надолго парализовать работу всего приёмного отделения, представляют реальную угрозу другим больным и медперсоналу.
Обустройство помещения для антисоциальных лиц пока не завершено (кстати, сегодня нет санитарных норм и правил, регламентирующих процесс). Планируется обшить комнату мягким защитным материалом и оборудовать камерой видеонаблюдения.
У могилёвского проекта есть особенность — он предусматривает размещение в одном корпусе всех смежных экстренных служб. На 2-м этаже находится реанимационное отделение на 18 коек, на 3-м — областное отделение острых отравлений с дополнительным специфическим диагностическим оборудованием, на 4-м — эндоскопическое и КДЛ. По сути, это мини-больница.