Коляды — древний славянский праздник, который на протяжении столетий занимал среди народных обрядов и празднований первое место в году и продолжался несколько дней. За прошедшие тысячелетия в нем тесно переплелись языческие и христианские традиции.
Тесное переплетение древних народных и церковных традиций определило время начала Коляд и время их завершения. Началом для них стало Рождество Христово, а окончанием — Крещение. В результате всех хитросплетений истории в настоящее время католики Беларуси празднуют Коляды с 24 декабря по 6 января, а православные — с 6 по 19 января.
Колядам предшествовал довольно строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. В это время запрещались веселые и шумные игры детей и молодежи. Поэтому праздников ждали с большим нетерпением.
Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина — кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную (постную) кутью, затем богатую (щедрую), третья кутья снова была постной (водяной).
Название праздничных ужинов произошло от названия основного обрядового блюда — густой каши, приготовленной из толченого ячменя и заправленной медом, которую обязательно подавали на стол в конце трапезы. Кутья варилась из целых зерен и считалась символом бессмертия, вечной жизни. На все три кутьи каша варилась в одном и том же горшке. Готовить ее от начала до конца должен был кто-то один — сама хозяйка, невестка или замужняя дочь. Это должно было обеспечить семье единство и целостность на протяжении всего следующего года. Считалось, что кутья должна быть густой и клейкой. Это значило, что в наступающем году семья будет жить в согласии, и никто не умрет. Пробовать кашу во время приготовления запрещалось. Готовую кутью ставили до захода солнца в красный угол. При этом под горшочек клали сено, а сверху накрывали буханкой хлеба.
Перед Рождеством, первым днем Коляд, праздновали бедную (постную) кутью. Она справлялась с большой торжественностью и чаще называлась Великой. Так как торжество припадало на последний день поста, все блюда, которые подавались на стол, готовились без мяса и животного жира. Отсюда и название — бедная, постная. Количество блюд зависело от достатка семьи. Их могло быть и 5-7, и 9-12. В первую очередь готовили блины, квас с грибами, рыбу, овсяный кисель.
Стол перед рождественским ужином накрывали по-особому. Под скатерть обязательно клали сено. Этот обычай связан с историей появления на свет Христа, согласно которой сено было в яслях, в которые Мария положила младенца после рождения. В конце первого праздничного ужина с помощью этого сена гадали. Кто-нибудь из семьи вытягивал две травинки, поджигал их и подкидывал вверх. Если сухие травинки упадут, касаясь друг друга, считалось, что семья проживет год дружно; если рассыплются в разные стороны, то предполагали, что домочадцев настигнут болезни и личные недоразумения. Сено лежало под скатертью три дня, а затем его отдавали прямо из рук домашним животным.
Рождественский ужин начинался с восходом первой звезды. На середину стола хозяйка ставила горшочек с кашей и тарелку с блинами. Блины разрезали крест-накрест и таким образом освящали их. Хозяин зажигал свечу, читал молитву, затем ставил свечу в красный угол и первым садился за стол. По левую руку от него садилась мужская половина семьи, по правую — жена и дочери. Перед тем как приступить к трапезе, хозяин брал ложку кутьи и клал ее на подоконник или на порог. Это была дань уважения предкам, так как одно из золотых правил народной культуры гласит: «Прежде чем себе — предкам».
Первый день Коляд считался исключительно семейным праздником. Те, кто по разным причинам оказывался далеко от дома, стремились завершить свои дела и вернуться к рождественскому ужину. В народе верили: будем все вместе за священным столом, так же вместе и дружно проживем весь год.
На второй день Коляд начиналось колядование. С наступлением темноты собирались парни, переодевались в традиционные маскарадные костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома. Возглавлял компанию «поводырь» — старый седой дедок, который водил на поводке «козу». Кроме них, в компании колядовщиков были музыкант, запевала, мехоноша и «цыган». Все одевались в вывернутые кожухи, «цыгане» вымазывали лицо сажей, повязывали цветные платки.
Колядовщики заходили во двор и начинали петь. Каждая семья ждала этого момента, поэтому хозяин быстро выходил на крыльцо и приглашал гостей в дом, где разворачивалось настоящее театральное представление. Главной героиней его была коза — в древней славянской мифологии она была символом плодородия и благополучия семьи. Она бросалась то на колядовщиков, то на хозяев, пыталась рогами пободать детей. Потом внезапно затихала и падала на пол. Колядовщики бросались к козе, пытались оживить ее. Но ничего не выходило. И тогда кто-то начинал песню со славами: «Ой, пан ідзе, каляду нясе, тры кускі сала, каб каза ўстала». Услышав это, хозяйка шла в кладовку и выносила колядовщикам угощение. Увидев подарки, коза «оживала». Гости с прощальной песней покидали дом.
Ритуальная смерть козы символизировала собой окончание (смерть) старого года, в котором желательно было оставить все семейные неурядицы, болезни, потери, обиды. Оживление козы было символом начала нового года, новой жизни.
Считалось большим неуважением и предвестием разных бед для семьи, если колядовщики по какой-либо причине не зашли. Правда, было одно исключение. По древней традиции не заходили в дом к тем, у кого не прошло еще года со смерти кого-либо из домочадцев.
В древности переодетых колядовщиков воспринимали как души умерших предков, которые возвращались в деревню, заглядывали в каждый дом и желали знать, как живут их потомки. Необычные гости посещали живых в необычное время — на границе старого и нового года. Пожелания благополучия колядовщиками — это пожелания душ предков, ушедших хозяев земли. Именно поэтому таким долгожданным гостям невозможно было отказать в подарках.
Со времени распространения христианства колядование начало приобретать другой смысл. Колядовщики стали восприниматься как древнеиудейские волхвы, бывшие свидетелями явления на небе звезды, которая привела их к месту рождения Сына Божьего. Теперь они ходили по деревням и оповещали о чудесном событии — Рождестве Христовом. А путь к каждому дому, который воспринимался как место обитания Бога, веры, надежды, любви, освещала и показывала Вифлеемская звезда, ставшая обязательным атрибутом обряда.
В вечер перед Новым годом (у православных — перед «старым» Новым годом) праздновали богатую, или щедрую кутью. На этот раз каждая хозяйка стремилась приготовить как можно больше мясных блюд, чтобы встретить Новый год в полном достатке и чтобы весь предстоящий год был сытым. И в этот вечер в домах ждали необычных гостей. В деревнях по избам ходили девушки и проводили обряд щедрования. Они выбирали самую красивую среди подружек, наряжали ее в праздничный наряд, на голову надевали венок, украшенный лентами. Девушку-красавицу называли «щедрой». Если она заходила в дом, то это сулило хозяевам в новом году богатую жизнь, щедрый урожай, сохранение домашнего очага. Во время обхода деревни девушки пели те же песни, что и парни-колядовщики на первую кутью. На следующее утро к обрядовым обходам подключались самые маленькие — деревенские мальчишки, которые исполняли обряд «Засеўкі» («Засевание»).
Все вечера во время Коляд считались святыми. Как только заходило солнце, люди переставали работать. В такие вечера парни и девушки гадали на будущее, собирались на игрища. Приглашали музыкантов, приносили угощения и устраивали веселье с танцами, песнями, загадками, играми. Среди игр абсолютно уникальной является «Женитьба Терешки», которая была распространена на территории, где некогда проживали полочане. Смысл игры заключается в том, что выбранные из старших участников «мать» и «отец» соединяют парней и девушек в пары (женят их). Игра сопровождается танцами, веселой суетой, колядными припевками.
Последней в праздновании Коляд была третья кутья, которая отмечалась накануне Крещения. Этот ужин не был долгим. Люди ели торопливо, надеясь, что летом так же быстро управятся с основными полевыми работами. Заканчивалось застолье необычной, шуточной игрой-обрядом. Хозяйка брала кочергу и слегка ударяла ею хозяина. Тот быстро падал. А хозяйка тем временем говорила: «Каб так хутка снапы ў час жніва падалі». На этом Коляды заканчивались, и люди приступали к своей повседневной работе.
Коляды остались любимым праздником для многих белорусов и в наше время. Многие уникальные колядные традиции, которые сохранились в различных регионах страны, признаны историко-культурной ценностью республики. Среди них обряд «Шчодрык» деревни Рок Солигорского района Минской области, где музыкальный коллектив деревни собрал многочисленные уникальные песенные поздравления для хозяина и его семьи с Колядами.
В 2009 году белорусский обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района Минской области был внесен в Список мирового нематериального культурного наследия. Обряд зародился в XVIII веке. В это время солдаты и офицеры русской армии ходили по деревенским домам и поздравляли хозяев с праздником, показывали представления и просили дары. Затем традиции переняли деревенские ребята — они стали одеваться в карнавальные костюмы, напоминающие военную форму (эти персонажи получили прозвище «цари»). Процессия «царей» на Щедрый вечер (с 13 на 14 января) посещает дома крестьян и разыгрывает драму «Царь Максимилиан». После представления происходит традиционное поздравление хозяев дома и одаривание участников обряда. С наступлением темноты «цари» зажигают факелы, что придает обряду необычайную зрелищность. Этот уникальный обряд был обновлен в 1997 году и проводится по сей день. Он является нематериальным проявлением творчества, уклада жизни только жителей деревни Семежево.
И семью, и народ сплачивают воедино традиции, которые передаются из поколения в поколение. Отмечать Коляды — одна из таких красивых древних традиций.