По статистике, ежегодно инвалидность по зрению получают порядка двух тысяч наших соотечественников. А в Могилевской областной организации общественного объединения «БелТИЗ» в настоящее время состоит 1567 человек. О том, с какими проблемами они сталкиваются и есть ли позитивные перемены в качестве жизни незрячих, в Международный день инвалидов разговор с начальником отдела по координации идеологической работы и молодежной политики главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома Олегом Пищенко, председателем областной организации «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» Натальей Пантелеевой и председателем первичной организации унитарного предприятия «Тифлос» ОО «БелТИЗ» Эллой Еремеевой.
– Минувшие несколько месяцев были довольно значимыми для жителей Могилевщины, имеющих проблемы со зрением.
Олег Пищенко: Действительно, этот период был насыщен тематическими мероприятиями. Так, в октябре-ноябре проводился месячник «Белая трость», основная цель которого – привлечение внимания к проблемам людей с заболеваниями органов зрения. Отрадно, что наши граждане, вне зависимости от возраста и социального статуса, подключились к участию в проекте. Например, студенты МГУ им.А.Кулешова организовали благотворительную акцию «Открытая книга», подготовив несколько десятков аудиокниг с разнообразнейшим литературным наполнением в подарок незрячим могилевчанам. С участием ветеранов, молодежи, инвалидов по зрению состоялись «Симоновские чтения». С пользой прошла и акция «Незрячий пешеход», организованная совместно с сотрудниками ГАИ УВД облисполкома и направленная на акцентирование внимания водителей к проблемам, которые испытывают участники дорожного движения – люди с ограниченными возможностями, в частности, по зрению. Самое страшное в обществе, на мой взгляд, равнодушие или безучастность к чужой беде. К счастью, многие жители Могилевщины это тоже понимают.
Наталья Пантелеева: Еще один яркий штрих прошедших месяцев – 90-летний юбилей общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению». Дата стала особенной для ветеранов, работников специализированных предприятий и всех людей, принимающих самое активное участие в трудовой и общественной жизни нашей организации. Теплые слова и поздравления, подарки и концертная программа не оставили равнодушным ни одного участника встречи. Но все же главным было подведение определенных итогов. За прошедший временной отрезок проделан огромный пласт работы. В регионе целенаправленно создаются условия для безбарьерной среды, открыты сектора озвученной литературы, предоставлена возможность посещать отделения дневного пребывания инвалидов в центрах социального обслуживания населения и заниматься в кружках по интересам, функционируют два узконаправленных производственных унитарных предприятия «Контакт-Бобруйск» и «Тифлос», а также Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения.
– Все это, конечно, звучит оптимистично, но ведь проблем в данном разрезе тоже хватает?
Наталья Пантелеева: К сожалению. Причем очень многие из них «окрашены» в сугубо человеческий фактор. Взять, к примеру, те же автобусы или троллейбусы. Бывает, что незрячему или слабовидящему человеку даже номер подошедшего транспорта определить очень сложно. А иногда – вообще за гранью понимания. Стоит инвалид с белой тростью, а водитель, как специально, тормозит до или после остановки. Спасибо тем, кто помогает в таких ситуациях: подведет к транспорту или подскажет так необходимую незрячему человеку информацию. Это очень ценно.
Элла Еремеева: Подвижек много, но все же существуют проблемы в вопросах наведения порядка и благоустройства. Касается это и микрозон компактного проживания инвалидов по зрению. Где-то – яма, в другой точке – люк открытый. Освещение отдельных территорий также оставляет желать лучшего. Больно ранит мнение, что слепым и вовсе фонари ни к чему! Ведь многие инвалиды по зрению могут размыто видеть свет и ориентируются именно на него.
– Наверняка есть какие-то личные приемы, чтобы избежать непредвиденных неприятных ситуаций? Например, в Штатах очень распространено содержание «живущими на ощупь» собак-поводырей: в среднем один такой помощник приходится на 12 инвалидов по зрению.
Олег Пищенко: Общаясь с представителями областной организации общественного объединения «БелТИЗ», да и по моим личным наблюдениям, не могу назвать ни одного незрячего человека в области, который бы имел собаку-поводыря. Профессионалов в Беларуси, воспитывающих четвероногих по принципу «глаза на поводке», попросту не сыскать. А для того, чтобы приобрести за рубежом подготовленного пса, нужна не одна тысяча долларов. Поэтому альтернативой здесь выступают многочисленные технические устройства. В нашей стране реализуется проект «Пространственное ориентирование для слепых», который позволяет составлять на компьютере планы помещений и микрозон, рисовать маршруты для перемещения до определенных объектов и делать необходимые метки в аудиоформате. Затем изображение переносится на брайлевский принтер и распечатывается в тактильном варианте. Незрячий при помощи планшета может изучить заранее выбранный маршрут, пользуясь аудио и тактильными ощущениями. Кроме того, в продаже есть говорящие настольные часы, мобильные и стационарные телефоны с крупными кнопками, различные предметы со шрифтом Брайля и многое другое.
Наталья Пантелеева: Был интересный случай, когда к нам в гости приехал незрячий житель Швеции с собакой-поводырем. Все проходило замечательно на официальных мероприятиях: лохматый друг совершенно не путался под ногами, по-армейски четко исполняя все команды своего хозяина. Это продолжалось ровно до того момента, пока иностранец не вышел «в люди». То ли в его стране уличных кошек не существует, то ли в Могилеве в тот период был пик их активности, но факт остается фактом: пес словно сошел с ума. Вначале погнал одну мурлыку на дерево, вторую заставил вскарабкаться на крышу одноэтажного здания, а за третьей вообще «летал» со скоростью гонщика «Формулы-1» Себастьяна Феттеля. Как понимаете, бедный хозяин собаки, вспомнив все ругательства на родном языке, не мог сдвинуться с месте, пока к нему не подоспели на помощь добрые могилевчане.
Элла Еремеева: Очень многое в вопросе непредвиденных ситуаций зависит от самого человека. Зачастую инвалиды по зрению не берут с собой белую трость, стесняясь и комплексуя из-за своей болезни. А окружающие, видя размахивающего из стороны в сторону руками и идущего неуверенной походкой гражданина, думают, что тот либо пьяный, либо вообще сумасшедший. И, само собой, не подставляют «плечо выручки». Здесь не поможет психолог – нужно созреть для разрешения внутренней проблемы. Тогда ряд нюансов отпадет сам по себе.
– А что можно сказать касательно профессиональных сфер жизнедеятельности инвалидов по зрению?
Наталья Пантелеева: Кто хочет работать – будет работать. Конечно, у некоторых нанимателей есть предрассудки по трудоустройству данной категории граждан. Однако хоть однажды столкнувшийся с незрячими или слабовидящими людьми знает – более ответственных работников найти сложно. Они очень старательны и исполнительны. То же самое касается и студентов, имеющих инвалидность по зрению. Так, в этом году 3 ученика Шкловской государственной специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями зрения поступили в вузы. Я считаю, это достижение. И гордится нам есть кем. Например, незрячий студент истфака МГУ им.А.Кулешова Кирилл Морозов – стипендиат Президентского фонда, а абсолютно невидящий климовчанин Паша Михайлов является своего рода украшением факультета культурологии и социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств. Очень много талантливых людей видят мир душой, а не глазами.
Олег Пищенко: Те, кто имеет ограниченные физические возможности, часто обладают потрясающими творческими способностями: музыкальными или литературными. Подтверждением тому служит бессчетное количество наград с разных мероприятий. Так, например, на смоленском фестивале Союзного государства «Вместе мы сможем больше» наш фольклорный народный коллектив «Квецень» и исполнитель Николай Воропай стали его лауреатами. Они же, а также хоровой коллектив «Гасцiнец» и ансамбль «Пяшчота» представляли Могилевскую область на республиканском конкурсе-фестивале фольклорной и народной песни «Фолк-фест «Гуды» в Гродно. Домой земляки привезли Дипломы I, II и III степени в номинации «Фольклорное пение». Активно подключились незрячие жители Приднепровского края к участию в поэтическом конкурсе «Парус надежды», посвященном памяти Николая Лукьянова. Достижения этой категории жителей Могилевщины перечислять можно долго.
Элла Еремеева: На могилевском производственном унитарном предприятии «Тифлос» работает около двухсот человек с ограниченными возможностями. Мы реализуем в широком ассортименте скобяные, электроустановочные изделия, мебельную фурнитуру, шланги и многое другое. Соглашусь с собеседниками: главное – желание. Вместе с тем, незрячим надо рационально воспринимать вещи. Я думаю, тем же психологом, где нужен, в том числе, визуальный контакт с пациентом, человеку без зрения не стать. Хотя в рядах «БелТИЗ» есть инвалиды, получающие именно такое образование… Массажисты и логопеды – вот те реальные ниши, которые имеет смысл рассматривать на перспективу. Хотелось бы также отметить недостаточное наличие в регионе тифлопедагогов – людей со специальным дефектологическим образованием, занимающихся воспитанием, обучением и развитием детей с нарушениями зрения. А ведь это очень важно: с первых шагов направить невидящего ребенка в нужное русло, чтобы после он не вырос беспомощным и зависимым от обстоятельств человеком. Инвалидам по зрению не нужна жалость – относитесь к ним, как к равным, и просто будьте человечными.
Ольга Смолякова, "Могилевские ведомости"