В Беларуси объявили масштабную реформу ЖКХ

Минувшей зимой Александр Лукашенко решил, что настало время навести порядок в системе ЖКХ. Для этого еще в феврале президент создал рабочую группу по изучению проблемных вопросов в данной сфере. За 4 месяца временная структура под руководством главы Комитета госконтроля раскрыла около сотни преступных схем, половина из которых оказалась связана с коррупцией. Но это все частные случаи. В целом же проверяющие выявили ряд системных недостатков и отрицательных тенденций, которые тормозят развитие отрасли. Как будут решаться коммунальные проблемы республиканского масштаба, подробно рассказал министр ЖКХ Андрей Шорец.

Глава Минжилкомхоза объявил о начале серьезных реформ в ЖКХ. Регулировать сферу будут сразу 25 нормативно-правовых актов: какие-то уже приняты, остальные пока находятся в разработке. Главные тезисы новых документов: оптимизация численности работников, прозрачность формирования тарифов, повышение платежной дисциплины, контроль целевого использования средств и снижение себестоимости услуг. Таким образом, к 2020 году государство рассчитывает сэкономить на «коммуналке» более 2,3 триллиона рублей.


Оптимизация структуры
По данным Комитета госконтроля, в 2014 году фактическая численность работников организаций ЖКХ составляла в среднем по стране только 77,6% от штатной и 63% — от нормативной. Казалось бы, специалистов не хватает. При этом только за первое полугодие в отрасли сократили 1260 человек. И оптимизация продолжится.

Дело в том, что рабочая группа по изучению проблемных вопросов в ЖКХ посмотрела, чем занимаются специалисты коммунальной сферы в течение дня и замерила, сколько времени у них уходит на выполнение служебных задач. В итоге контролеры постановили, что старые нормы трудозатрат завышены, а штатное расписание профильных организаций раздуто.

— Мы буквально с секундомером стояли и проводили хронометраж рабочего дня специалистов, — рассказывает министр ЖКХ Андрей Шорец. — По итогам этой работы мы разработали 6 отраслевых нормативных сборников, которые регламентируют выполнение работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Нормативы труда, а также численность работающих теперь снижены на 11-33% по различным отраслям.

Больше всего неэффективных специалистов контролеры обнаружили на руководящих должностях. В ближайшее время только в Минске собираются сократить более 500 штатных единиц аппарата управления. Как ожидается, это позволит сэкономить на зарплатах более 43 миллиардов рублей.

Как говорят в Минжилкомхозе, в сфере останутся только те специалисты, которые согласятся работать много и хорошо. Например, в обслуживании жилфонда ставку делают на так называемых хаус-мастеров. Это когда один человек трудится и за электрика, и за сантехника, и за плотника, и за всех остальных.

— На сегодня по стране обучено уже 1,6 тысячи специалистов по комплексному обслуживанию жилфонда, из них 66% — в Минске. В ближайшей перспективе они будут работать по всей стране. Это позволит улучшить качество оказания коммунальных услуг, — считает глава министерства ЖКХ. — Опыт Минска показывает положительный эффект. Текучесть кадров остановилась, люди держатся за свою работу. Их мотивирует и зарплата, которая сегодня в среднем составляет 7,5 миллиона. А еще человек знает, что он один и, поэтому, сразу заинтересован сделать свою работу хорошо, чтобы потом не пришлось исправлять брак.

Тарифы
К 2017 году в Беларуси предполагается полностью отказаться от перекрестного субсидирования в системе ЖКХ. Это когда часть затрат на оказание услуг перекладывается на различные предприятия. Процесс будет постепенным. Так, в следующем году планируется снизить нагрузку на реальный сектор экономики на 4 процентных пункта — с 11% до 7%.

Также государство собирается повысить уровень финансовой и платежной дисциплины. Под усиленным контролем окажутся целевые средства, выделенные на капитальный ремонт, замену тепловых сетей, котельных и лифтов.

Отчисления на капремонт будут на особом счету. Все сборы, как с частного, так и государственного жилфонда предлагается сливать в общий котел — на счета местных органов власти.

— Сейчас бывает такое, что ЖСК или товарищества собственников накопленные на своих счетах деньги для капремонта или теряют за счет инфляции, или направляют на другие цели. А потом они идут в исполкомы с просьбой провести плановые работы. Такого быть не должно, — уверен глава министерства ЖКХ. — Все средства должны накапливаться в едином госфонде. Деньги туда приходят и сразу же тратятся: так они защищены и от инфляции, и от девальвации.

Сейчас капитальный ремонт находится в ведении сразу и районных УКСов, и коммунальных предприятий. Эти две структуры дублируют друг друга. А итог их работы такой, что на сегодня план по капремонту отстает от графика на 11 миллионов квадратных метров жилья. По словам министра, в перспективе все функции здесь планируют передать одной профессиональной организации: это позволит снизить затраты и повысить качество выполняемых работ.


Избавление от непрофильных активов
Сегодня организациям ЖКХ нередко достаются в дар военные городки, здания комиссариатов, другие объекты социально-культурной и сферы. Но содержание этих непрофильных активов не приносит отрасли ничего, кроме дополнительных убытков.

— Мы считаем, что работа по обслуживанию такого имущества должна быть основана на договорных отношениях и компенсироваться из средств соответствующих бюджетов, — озвучивает инициативу Андрей Шорец.

Кроме того, Минжилкомхоз договорился с Министерством энергетики о передаче находящихся на балансе организаций ЖКХ тепловых сетей, по которым идет транспортировка тепловой энергии для отоплений и горячего водоснабжения.

— Это позволит ликвидировать посредников при предоставлении ЖКУ. Теплоисточники и тепловые сети должны находиться в одних руках. Это позволит повысить качество услуги, снизить затраты и навести порядок в данной сфере, — объясняет такое решение министр ЖКХ.

В планах — избавиться и от лишних звеньев внутри системы ЖКХ. Например, сегодня в каждом регионе работают свои структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством: где-то государственные, где-то частные. Функции госрегулирования в этой сфере предлагается возложить на управления организации в составе или подчинении облисполкомов.

— Чтобы исключить неверные расчеты по тарифам и выставление гражданам к оплате необоснованных платежей, мы считаем целесообразным возложить на организации, которые будут уполномочены местными исполкомами, функции по расчету. Для того, чтобы не ЖСПК, не товарищества собственников не содержалась своя структура, которая бы занималась начислением платежей, — озвучивает будущую оптимизацию Андрей Шорец.


Нерешенные проблемы
Все описанные министром ЖКХ инициативы лягут в основу проекта указа президента «О мерах по совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства». Этим же документом предлагается ужесточить меры ответственности за нарушение покоя жильцов в ночное время. Так, милиции собираются разрешить составлять протоколы на шумных квартирантов. Сейчас такое право есть только у работников ЖЭСов.

— Пока по этому вопросу нам не удалось найти точек соприкосновения с МВД, — рассказывает нынешнее положение дел Андрей Шорец. — По инициативе Генеральной прокуратуры вопрос о том, как найти управу на ночных дебоширов, нужно решать в расширенном составе, поскольку эта проблема крайне актуальна для многих граждан.

В Министерстве экономики подсчитали, что в прошлом году население возместило лишь 24,4% реальных затрат коммунальщиков. В первом полугодии 2014-го данный показатель вырос до 31%. К концу года чиновники ожидают еще большей цифры. Добиваться этого собираются не только при помощи повышения тарифов, но и за счет снижения себестоимости услуг.

Министерство ЖКХ по-прежнему приглашает частников составить конкуренцию государственным ЖЭСам. Глава ведомства обещает бизнесменам дотации и всемерную поддержку.

— К сожалению, частный бизнес пока не рассматривает сферу ЖКХ, как выгодный способ вложения средств, — говорит Андрей Шорец.

tut.by