О документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров у индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога!

С 2014 года пункт 3 статьи 293 НК дополнен частью второй, согласно которой хранение индивидуальными предпринимателями в магазинах, иных местах хранения, а также отпуск из мест хранения в места реализации товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с территории государств — членов Таможенного союза, при осуществлении розничной торговли которыми уплачивается единый налог и на которые отсутствуют документы, подтверждающие их приобретение (поступление), осуществляется на основании первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».

Исходя из содержания пункта 3 статьи 293 НК определено, что индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог при осуществлении розничной торговли товарами (кроме подакцизных), вправе осуществлять перевозку (транспортировку) товаров без документов, отнесенных к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 НК, подтверждающих их приобретение (поступление), а также их реализацию и хранение в торговом объекте, на торговом месте на рынке при поступлении в торговый объект, торговое место на рынке.

У индивидуальных предпринимателей, плательщиков единого налога, осуществляющих розничную торговлю товарами, ввезенными с территории государств — членов Таможенного союза (далее — ввезенные товары), без документов, подтверждающих их приобретение, обязательно наличие документов в следующих случаях:
— осуществления розничной торговли подакцизными товарами, перевозки (транспортировки), реализации, а также хранения таких товаров при наличии договоров, на основании которых приобретены товары, транспортных (товаросопроводительных) документов, счетов-фактур налогоплательщиков государств — членов Таможенного союза;
— реализации ввезенных товаров в магазине (при поступлении этих товаров непосредственно в магазин) при наличии договоров, на основании которых приобретены товары, транспортных (товаросопроводительных) документов, счетов-фактур налогоплательщиков государств — членов Таможенного союза;
— осуществления розничной торговли ввезенными товарами, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их приобретение (поступление), при поступлении их из иных мест хранения (склад, помещение по домашнему адресу, гараж, хозяйственная постройка) в магазин при наличии товарных (товарно-транспортных) накладных;
— при поступлении товаров (кроме подакцизных) в иные места хранения (склад, домашний адрес, гараж, хозяйственная постройка) их хранение в этих местах независимо от того, где будет производиться их реализация, осуществляется на основании товарных (товарно-транспортных) накладных.

Отсутствие у индивидуального предпринимателя документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров в вышеперечисленных случаях, влечет административную ответственность по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Отдел консультаций инспекции МНС РБ по
Ленинскому району г.Могилева № 2