Cтрана происхождения товара и тарифные преференции в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза

Республика Беларусь активно стремится расширять сферы торгово-экономического сотрудничества с другими странами, определяет направления сотрудничества в области электронной коммерции, в сферах государственных закупок, технического, санитарного, фитосанитарного регулирования, устанавливает единые принципы защиты конкуренции, обменивается информацией о перемещаемых во взаимной торговле партиях товаров, активно ведёт переговоры по cозданию зон свободной торговли, подписывает новые преференциальные соглашения в составе Евразийского экономического Союза, далее — Союз, в целях предоставления тарифных преференций по ввозу товаров.

В cвязи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее — кодекс Союза, вопросы происхождения товаров приобрели особую значимость в связи с образованием новых зон свободной торговли, принятием мер защиты внутреннего рынка и иных мер, применение которых сопряжено с конкретной страной (странами) происхождения.

Все нововведения кодекса Союза направлены на обеспечение единства в подходах к определению, подтверждению и осуществлению контроля за страной происхождения товаров. Важность данного аспекта объясняется многообразием участников внешнеэкономической деятельности, в той либо иной степени вовлеченных в обозначенные процессы — экспортёры, торгово-промышленные палаты, иные уполномоченные органы стран вывоза товаров, импортеры, таможенные органы Союза.

В частности, кодексом Союза определено, что происхождение това-ров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно — тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Вместе с тем, исключение составляют случаи, определенные соответствующими правилами определения происхождения товаров, а также когда товары:

— перемещаются через таможенную границу Союза физическими лицами в качестве товаров для личного пользования;
— помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита.

Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара в соответствии с правилами определения ввозимых товаров или правилами определения вывозимых товаров.

Кодексом Союза введено новое понятие «неподтвержденная страна происхождения». По товару с таким статусом ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из ставки, установленной Единым таможенным тарифом Союза, а специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины — исходя из наибольших ставок, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД Союза. К тому же, в от-ношении такого товара применяются иные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка.

Особое внимание кодекса Союза направлено на сокращение времени совершения таможенных операций. Так, при таможенном декларировании, вводится институт предварительного решения о происхождении товаров. По заявлению заинтересованных лиц таможенные органы Союза могут принимать предварительные решения о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, до таможенного декларирования таких товаров.

Предоставление тарифных преференций напрямую зависит от страны происхождения товара. Кодексом Союза определено, что тарифные преференции в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, предоставляются в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, далее — Договор, и предусматривающими применение режима свободной торговли между-народными договорами Союза с третьей стороной. Согласно положениям Договора, под тарифной преференцией понимают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

С вступлением в силу кодекса Союза ранее существовавшие преференциальные соглашения серьёзных изменений не претерпели, однако еще много проектов впереди, так как в настоящее время ведутся пере-говоры Союза по заключению соглашений о создании зон свободной торговли с такими странами как Иран, Египет, Сингапур, Израиль, Индия. В частности, переговоры Ирана и Союза о формировании зоны свободной торговли завершены, стороны подписали временное соглашение. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян отметил, что сразу после вступления соглашения в силу стороны смогут экономить на уплате таможенных ввозных пошлин. В перечень для Союза входит мясная и масложировая продукция, отдельные виды кондитерских изделий и шоколада, косметика, виды электронного и механического оборудования. Иранская сторона получит тарифные преференции по развернутому списку продовольственной продукции — овощам, фруктам, сухофруктам, а также стройматериалам. Главным преимуществом зон свободной торговли является возможность расширения и упрощения доступа товаров на рынки других стран в связи со снижением тарифной защиты, что способствует развитию взаимовыгодного сотрудничества между странами.

В настоящее время тарифные преференции предоставляются:

— в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза на основании Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемых Комиссией. До вступления в силу решения Комиссии, будет применяться Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008;

— в отношении товаров, происходящих из государств-участников Cодружества Независимых Государств, далее — СНГ, на основании Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года, за исключением Туркменистана, Узбекистана и вышедшей из состава СНГ Грузии:

* в отношении товаров, происходящих из Туркменистана и Узбеки-стана, на основании Правил определения страны происхождения товаров, утверждённых Решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.1993г.;
* в отношении товаров, происходящих из Грузии, на основании Правил определения страны происхождения товаров, утверждённых Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000г.;

— в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия на основании Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия от 31.03.2009. Под режим свободной торговли, при-меняемый в торговле с Сербией, подпадают практически все товары. Однако есть и определенные изъятия. Они установлены отдельным Перечнем к Соглашению, и при импорте таких товаров ввозная таможенная пошлина уплачивается в общеустановленном порядке;

— в отношении товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам на основании Cоглашения о свободной торговле между Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015г. Однако стоит от-метить, что преференциальным тарифным режимом могут пользоваться не все товары, находящиеся в торговом обороте, а лишь имеющие статус происхождения с территории одной из Сторон. Критерии отнесения товаров к такому статусу, а также дополнительные условия для предоставления преференциального тарифного режима установлены Правилами определения происхождения к данному Соглашению.

Структуру большинства действующих на сегодняшний день преференциальных правил определения происхождения товаров, как правило, составляют пять основных блоков, контролируемых таможенными органами:

1) критерии происхождения;
2) документальное подтверждение происхождения;
3) правило непосредственной закупки;
4) правило прямой поставки;
5) административное сотрудничество.

При проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации или содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения. В случае выявления нарушений в документах о происхождении товаров, тарифные преференции в отношении ввезенного товара не предоставляются. Однако у хозяйствующих субъектов есть право восстановления тарифных преференций.

В этой связи стоит обратить внимание на статью 49 кодекса Союза, устанавливающую новую компетенцию Комиссии в части определения порядка восстановления тарифных преференций. До реализации Комиссией данной компетенции будут действовать переходные положения со-гласно статье 446 кодекса Союза, предполагающие возможность восстановления тарифных преференций в течение 1 года со дня регистрации таможенной декларации.

Хочется отметить, что заключение Республикой Беларусь в составе Союза новых преференциальных соглашений станет мощным импульсом для роста торгового оборота, деловой активности между странами, что позволит обеспечить стабилизацию и устойчивый рост экономики нашего государства.