Как показал анализ производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда за шесть месяцев 2014 года на предприятиях и в организациях Ленинского района г. Могилева зарегистрировано 25 несчастных случаев на производстве (за шесть месяцев 2013 года — 22), в которых пострадало 25 работников (за шесть месяцев 2013 года — 23), в том числе: 14 несчастных случаев с тяжелым исходом (за шесть месяцев 2013 года — 7), несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано (за шесть месяцев 2013 года — 4), групповых несчастных случаев не зарегистрировано (за шесть месяцев 2013 года −1).
Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,30 (за шесть месяцев 2013 года — 0,28), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 31,44 (за шесть месяцев 2013 года — 28,67), число дней нетрудоспособности составило 786 (за шесть месяцев 2013 года — 688) рабочих дня.
За шесть месяцев 2014 года и аналогичный период 2013 года, случаев нахождения потерпевших в состоянии алкогольного опьянения не зарегистрировано.
По результатам проведенных специальных расследований нанимателям было указано на необходимость, в соответствии с пунктом 1.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», рассмотрения вопроса о расторжении контрактов с должностными лицами за однократное грубое нарушение правил охраны труда по пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Нанимателями, в случае установления степени утраты профессиональной трудоспособности медико-реабилитационной экспертной комиссией, с должностными лицами, допустившими нарушения законодательства о труде и об охране труда были расторгнуты контракты.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его, являются:
№ п/п | ПРИЧИНЫ | % от общего числа случаев | |
---|---|---|---|
2013 | 2014 | ||
1 | невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда | 36,4 | 48,0 |
2 | нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда | 27,3 | 36,0 |
3 | нарушение потерпевшим правил дорожного движения | 0,0 | 12,0 |
4 | нарушение требований безопасности труда другими работниками | 0,0 | 16,0 |
5 | нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств | 13,6 | 0,0 |
6 | нарушение требований проектной документации | 9,1 | 8,0 |
7 | эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования | 9,1 | 8,0 |
8 | неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест | 18,2 | 24,0 |
9 | допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда | 25,0 | 16,0 |
10 | некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта | 9,1 | 8,0 |
11 | Отсутствие у потерпевшего СИЗ | 13,6 | 0,0 |
12 | Противоправные действия других лиц | 18,2 | 4,0 |
13 | Прочее | 0,0 | 16,7 |
За шесть месяцев 2014 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Областное управление) по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях Ленинского района г. Могилева проведено 79 проверок, в том числе 30 плановых и 49 внеплановых проверок.
По результатам проверок было выдано 30 требований (предписаний) на устранение 874 выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 53 единицы оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.
За нарушения законодательства о труде и об охране труда к административной ответственности было привлечено 73 юридических лица и 109 должностных лиц.
Проведенный анализ по результатам проверок показывает, что основными нарушениями законодательства о труде и об охране труда являются такие нарушения, как некачественное проведение инструктажей и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, не предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, в том числе допуск работников без выданных им специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты (не применение средств индивидуальной защиты работниками), нарушения в части обеспечения безопасности при эксплуатации производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, в том числе нарушения соблюдения требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности, нарушения при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности в части принятия нанимателями и работодателями мер по проведению предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119.
За январь-июнь 2014 года в Областное управление поступило 141 обращение граждан, работающих в организациях Ленинского района г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 98 письменных и 43 устных обращений.
Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам увольнения, оплаты труда, в т.ч. нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта.
Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не — оказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.
Хочется отметить, что отдельным нанимателям г. Могилева небезразличны вопросы законодательства о труде и об охране труда. С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда 5 нанимателей (ЧТУП «Альмагро», ООО «Ай плюс», ЧТПУП «Ресторан Идиллия», ООО «ТриАлПлюс», ООО «Новый Аргумент») обратились с письменными заявлениями в Областное управление с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.
Начальник отдела надзора
за соблюдением законодательства
об охране труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда В.В. Талочкин
Заместитель начальника отдела надзора
за соблюдением законодательства о труде
Могилевского областного управления Департамента
государственной инспекции труда Н.А. Харлан
Главный государственный инспектор труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда А.Н. Теремов