Учеба в радость, когда есть здоровье

2014-09-16

Учеба в радость, когда есть здоровьеНачался новый учебный год. Что важно для родителей, помимо успешного освоения предметов их чадами? Взрослые хотят быть уверенными в том, что санитарно—гигиеническое состояние учреждений образования находится на должном уровне. Об этом и многом другом «МВ» беседуют с заместителем главного врача Могилевского облЦГЭиОЗ Еленой КАМИНСКОЙ.

— Елена Федоровна, вопросы благоустройства учреждений образования были и остаются актуальными каждый год. Какой контроль осуществляет санслужба?

— В 2014–2015 учебном году начали работу более 850 учреждений образования. С целью их своевременной и качественной подготовки органами госсаннадзора еще весной были разработаны и выданы предписания по устранению нарушений санэпидзаконодательства, которые к 1 сентября выполнены более чем на 90%. Не удалось достичь 100% уровня за счет этапности выполнения некоторых мероприятий, требующих значительных финансовых затрат. Удалось выполнить работы по реконструкции зданий яслей¬сада № 11 и № 112 в Могилеве, славгородской средней школы № 1, Головчинской СШ Белыничского района. А выборочные ремонтные работы выполнены в каждом учреждении образования.

— Питание детей — одно из основных условий их комфортного пребывания в учебных заведениях.

— В целях организации безопасного питания, в т.ч. в части профилактики острых кишечных инфекций, к новому учебному году приобретено более 600 единиц холодильного и технологического оборудования, что превысило уровень прошлого года. Активно проработан вопрос обеспечения умывальников для рук горячей проточной водой, в т.ч. за счет установки автономных водонагревателей. Приобретено более 4000 новых комплектов ученической мебели. Увеличилось и число такого вида ученических парт, как конторка, работа за которыми позволит учащимся сохранить правильную осанку, «размять» уставшие за время урока мышцы, настроиться на активную познавательную деятельность. Не остались без внимания и кабинеты информатики, где проведена замена устаревшей мебели на специализированную, обновлена компьютерная техника согласно современным требованиям.

— Изменились ли к новому учебному году требования санитарных норм и правил?

— Кардинально нет. Однако после проведенного в прошлом году углубленного анализа веса ученических ранцев постановлением Минздрава внесены коррективы по весу ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца — авт.). Норма снижена на 500 г и теперь составляет для 1–2 класса 1,5 кг, 3–4 — 2 кг, 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3 кг, 9–11 — 3,5 кг. Это решение принято в связи с тем, что в процессе обучения ухудшаются показатели нарушения осанки, сколиозов у учащихся 9¬11 классов по сравнению с первыми классами. На этапе оценки готовности школ органами госсаннадзора уделено значительное внимание вопросу оборудования мест для хранения учащимися начальных классов принадлежностей для дополнительного чтения, уроков по труду, спортивной формы. Теперь — контроль за педагогами.

— В последние годы вопрос лишнего веса у детей и подростков становится социальной проблемой во всем мире. Какие существуют рекомендации?

— В Минздраве вопрос организации детского питания находится на постоянном контроле. К новому учебному году принято постановление об исключении ежедневной продажи в буфетах учреждений образования пиццы, смаженок, сосисок в тесте. Теперь такую продукцию можно будет увидеть не чаще двух раз в неделю. Вместе с тем ассортимент реализуемой в буфете продукции расширил такой вид лакомства, как гематоген. Кроме того, остаются такие проверенные временем принципы профилактики лишнего веса, как включение в рацион свежих овощей и фруктов, увеличение двигательной активности, исключение употребления сладкой газированной воды и прочее.

— Всем известно, что основная задача подрастающего поколения — добросовестное получение знаний. Как организовать этот процесс с наименьшими тратами сил и наибольшей результативностью?

— Безусловно, у ребенка во время обучения в состоянии напряжения находятся все имеющиеся в организме ресурсы. Если коснуться учебного расписания, то дни, в которые не следует нагружать детей, приходятся на конец и начало учебной недели, не рекомендовано проводить несколько контрольных работ в одном классе в один день, необходимо соблюдать принцип ранжирования по уровню сложности учебных дисциплин при составлении учебного расписания. Все вышеуказанное касается, в первую очередь, учителей. Учащиеся же должны научиться самостоятельно планировать свой день, чтобы хватало сил как на плодотворную учебную деятельность, так и на время для прогулок на свежем воздухе, посещение спортивных секций, общение с друзьями в реальном, а не компьютерном мире. В норме у ребенка на выполнение домашнего задания должно приходиться не более 1,2 часа во 2 классе, 1,5 часа — 3–4 классах, 2 часов в 5–6 классах, 2,5 часа в 7–8 классах, 3¬х часов в 9—11классах.
Проблема чрезмерного увлечения подрастающего поколения компьютерными технологиями уже давно волнует врачей. Исключить блага цивилизации из повседневной жизни невозможно, да и не нужно. А вот организовать данный процесс с минимальными последствиями для детского здоровья — одна из основных задач. И если в учреждениях образования контроль организован и отследить нарушения не составляет труда, то во внеурочное время — это на совести школьников, и результат будет зависеть только от убеждения и разъяснения взрослыми цены потраченного здоровья на компьютерные увлечения.

— Какие меры приняты к тем, кто не приложил должных усилий по созданию благоприятных условий пребывания детей в учреждениях образования?

— Как правило, подготовительная кампания не обходится без замечаний со стороны санэпидслужбы. В текущем году было наложено более 70 штрафов, большая часть из которых передана для рассмотрения в суд за невыполнение предписаний.

— С наступлением осенне¬зимнего периода предположительно ожидается подъем заболеваемости ре¬спираторными инфекциями. Почему важна вакцинация детей, посещающих организованные коллективы?

— Ежегодно в сезон заболеваемости гриппом и ОРИ удельный вес заболевших детей составляет 60–70%. Более 90% госпитализированных с диагнозом «грипп» — дети. Продолжительность болезни у них значительно больше, чем у взрослых. А дети с хроническими заболеваниями имеют наиболее высокие риски развития тяжелого течения, осложнений и смерти. Также дети, посещающие детские дошкольные учреждения, и школьники входят в «группу высокого риска» заражения гриппом и ОРИ. Подхватив вирус в коллективе, дети приносят его в семью, заражая тех, для кого заболевание гриппом представляет угрозу не только для здоровья, но и для жизни: младших братьев и сестер, лиц пожилого возраста. Кроме того, из ¬за длительного отсутствия в школе ученики отстают в усвоении учебной программы, увеличивается нагрузка на педагогов. Анализ эффективности вакцинации против гриппа по Могилевской области показал, что заболеваемость гриппом и ОРИ среди привитых лиц меньше, чем среди непривитых, в том числе у школьников и детей 3–6 лет в 6–10 раз. Иммунизация не только способствует защите от самого гриппа, но и приводит к снижению частоты заболеваний. Противогриппозные прививки детям не вредны. Наоборот, вакцина — это тренировка иммунной системы, а болезнь — это всегда риск осложнений.

— Что бы вы пожелали детям, родителям и педагогам в начале учебного года?

— В первую очередь — здоровья. Ведь вся проведенная санслужбой контрольная деятельность направлена не только на создание оптимальных условий для получения знаний, но и на воспитание здорового подрастающего поколения.

«Могилёвские ведости»