На вопросы, касающиеся проекта данного Закона и дальнейших перспектив борьбы с преступлениями коррупционного характера, отвечает заместитель областного прокурора Сергей Сильванович. Наша встреча является не случайной, ведь именно на органы прокуратуры возложена задача по надзору за исполнением законов на местах.
В соответствии с поручением Главы государства на общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».
Проект документа определяет механизмы предупреждения коррупции, в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования их доходов и имущества, закрепляет меры по противодействию коррупции.
— Сергей Викторович, по вашему мнению, насколько остро назрела необходимость принятия Закона «О борьбе с коррупцией»?
— Прежде всего, давайте говорить о том, что любому государству, в том числе и Беларуси, необходимы реально действующие законы и другие нормативные акты по борьбе с коррупцией. Это не требует никаких объяснений. И в принципе действующее сегодня законодательство в нашей республике достаточно практично, применимо и самодостаточно. Действующий Закон «О коррупции» возлагает обязанности по борьбе и профилактике коррупции на все уровни руководства государства: начиная от сельского совета и заканчивая правительством, от бригадира полеводческой бригады до руководителя республиканского уровня.
При чем в Законе четко прописано о том, что руководители предприятий несут ответственность как за профилактику коррупционных преступлений, так и правонарушений создающих условия для этого среди подчиненных. Вся проблема не в том, что слабо работают правоохранительные органы или недостаточно жестко законодательство. А в том, что руководители всех уровней пока еще эту задачу не восприняли, как одну из основных. Поэтому изменения в законодательстве в принципе касаются в первую очередь не работы правоохранительных органов. По большому счету мы как работали, так и будет работать. Они касаются тех чиновников, тех руководителей — как государственной службы, так и хозяйственной сферы — которые обязаны выполнять требования законодательства о борьбе с коррупцией.
— Как вы думаете, какие моменты проекта Закона наиболее понятны и близки широким слоям общественности?
— Предназначение любого закона заключается в емком понятии — «справедливость». Поэтому, уверен, абсолютное большинство граждан нашей республики поддерживают многие положения проекта Закона, и будут приветствовать его принятие. Проект нового документа регламентирует нормы, которые добавят нашим людям больше уверенности в справедливости в отношении нечистых на руку. Разве, допустим, правильно, если государственный служащий, руководитель совершил тяжкое или особо тяжкое уголовное преступление, а по достижении пенсионного возраста получает свою пенсию в полном объеме. Если человек совершил коррупционное преступление, то он не должен получать льготы, связанные со своей служебной деятельностью, если он ей злоупотребил. Или кто-то совершил правонарушение связанное с коррупцией или другое правонарушение, дискредитирующее его как руководителя, и освобожден от занимаемой должности. А через некоторое время он опять занимает руководящее кресло с не меньшей заработной платой. Какой тогда смысл в работе по выявлению коррупционера. То же самое касается и имущества. Вот поверьте мне на слово — сегодня наши руководители государственных органов, так и других организаций, могут жить достойно. Но даже чисто визуально можно определить, что принадлежащие многим лицам роскошные особняки, дорогие транспортные средства, невозможно иметь за то денежное довольствие, которое они получают. А сейчас появится возможность публично и открыто потребовать у этого человека предоставить сведения на какие доходы это приобретено. То есть он ставиться в положение презумпции виновности: докажи, что ты все это приобрел законно. И это, если ты действительно где-то что-то украл, берешь взятки — это скрыть практически невозможно чисто арифметически. А значит то, что ты неправедно нажил, забирается в доход государства. Вот эти изменения законодательства — это те изменения, которые реально заставят лиц, склонных к таким неблаговидным поступкам вести себя по закону.
— Как вы можете охарактеризовать положение дел в сфере борьбы с коррупцией на Могилевщине?
— Органами прокуратуры области в нынешнем году осуществлен ряд комплексных мер по противодействию коррупции, выявлению коррупционных и экономических преступлений. За первое полугодие года на территории области зарегистрировано 131 коррупционное преступление. Нужно отметить, что коррупции подвержены практически все сферы жизнедеятельности нашего общества. Наибольшее количество преступлений выявлено в сфере здравоохранения и связаны они с незаконной выдачей листков временной нетрудоспособности, а также оказанием услуг медицинского характера за незаконное денежное вознаграждение. Подвержены коррупции и сфера промышленности — в ней выявлены 27 таких преступлений, а также образования, сельского хозяйства, строительства, торговли — по 9, государственного управления — 6. В рамках надзора органами прокуратуры проведены 60 проверок исполнения государственными органами и иными организациями требований антикоррупционного законодательства. По фактам выявленных нарушений внесены 73 представления, вынесено 53 предписания, принесено 12 протестов, 72 лица официально предупреждены о недопустимости нарушений закона. По итогам рассмотрения актов прокурорского надзора к дисциплинарной ответственности привлечены 96 лиц, в том числе двое освобождены от занимаемых должностей, к административной привлечено 24 , к материальной — 37 лиц на сумму свыше 124 млн. рублей. Отмечу, что работа государственных структур и правоохранительных органов Могилевской области выглядит на уровне республики достаточно достойно. Причем позиция органов прокуратуры, правоохранительных органов состоит в том, чтобы не стремиться к количественным показателям каких-то мелких фактов. Гораздо более пристальное внимание уделяется тем лицам, которые занимают ответственные посты и должности, и которые в случае совершения преступления коррупционного характера, дискредитируют не только себя, но и государство, подрывают доверие народа к власти. Так, к уголовной ответственности привлечены ряд руководителей. В этом списке бывшие генеральные директора предприятий «Кричевцементношифер» Скоцкий, ОАО «Фандок» Майков. Расследуется уголовное дело в отношении бывшего начальника управления образования Моггорисполкома Дуплевского, заместителей председателей Могилевского (Артемчика), Белыничского райисполкомов (Ерошенко), и целого ряда других лиц. Это говорит о том, что правоохранительные органы внимательно отслеживают ситуацию, а прокуратура выступает как координатор этой работы. В том числе, путем проведения координационных совещаний, на которые приглашаются все причастные к этому делу структуры и определяется направление работы по борьбе с коррупцией. Органами прокуратурой инициируется проведение заседаний местных органов власти для рассмотрения вопросов с определением конкретных мер. Мне могут сказать, что совещаниями коррупцию не победить. На первый взгляд это кажется так. Но с другой стороны, цель всей этой организационной деятельности в очередном напоминании всем руководителям то, что работа по профилактике коррупции — это их обязанность. Как профилактика пожаров, правил техники безопасности, и т.д. Ни он сам не должен быть замечен в неблаговидных делах, и не допускать до этого подчиненных.
— Сергей Викторович, вы имеете в виду, что на борьбу с коррупцией должно подключиться все общество?
— Именно. С привлечением самых широких слоев общественности. Хочу сослаться на опыт работы Государственной инспекции охраны животного и растительного мира республики. В настоящее время эффективность их деятельности напрямую связана с активной помощью граждан. Честные охотники и рыбаки, видя рядом с собой браконьеров, тут же сообщают в инспекцию, работники которой выезжают на место и задерживает преступников и правонарушителей. Я считаю так надо поступать и в отношении коррупционеров. Так же и сказано в Законе, что граждане обязаны сообщать в правоохранительные органы о фактах коррупционных правонарушений. Это их гражданский долг. Роль общественности, роль населения пока в этом направлении слабовата. Еще не все осознают то, что чиновник, который живет не по средствам, попросту обирает тех людей, которые не хотят об этом сообщать. А одна из целей вынесения на всеобщее обсуждение проекта Закона «О борьбе с коррупцией» и является подтолкнуть народ к этой осознанности. В борьбу с коррупцией нужно взяться всем миром. Должны все жить честно. И те, кто ворует, берет взятки, использует свое служебное положение, живет не по средствам, пусть чувствуют, что за ними есть присмотр всего общества. Только в таком случае мы добьемся порядка и справедливости.
«Могилёвские ведомости»